Парниши на пуантах
ПАРНИШИ НА ПУАНТАХ
В мире их называют Трокс а выглядят они, как настоящие и прекрасные балерины...
Оглушительный успех компании «Трокадеро де Монте-Карло» — труппы, в которой полтора десятка мужчин изображают всех балерин на свете, состоялся на сцене Национального центра искусств в Оттаве 3 февраля, продемонстрировав, что в Канаде, которая «в области классического балета позади планеты всей», многие любят совсем другое искусство. Это -современный арт-балет двадцать первого столетия в классической хореографии — где на сцену не ступает пуант женщины,
Компания Трокс была задумана во славу классического балета, обросшего за сотню лет многочисленными штампами и нелепостями. Название труппы «Трокадеро де Монте-Карло» намекает на бесчисленные компании постдягилевской поры с русскими корнями — и большинство ее поклонников искренне уверены, что она базируется где-то между Парижем и Монте-Карло. Столицу княжества Монако включили в название совсем неслучайно.
В 30-е годы прошлого столетия из осколков звездной дягилевской антрепризы образовалась труппа «Русский балет Монте-Карло», которая по мере сил хранила балетное наследие, собранное Сергеем Дягилевым. «Трокадеро» тоже поклоняется классическим раритетам. Труппа изначально затевалась как исключительно мужская, ориентированная на классический балетный репертуар. Кредо труппы — пародия и несерьезный взгляд на традиционный балет, и, поскольку проект стартовал в 1974 году в Нью-Йорке и до сих пор жив и здоров, понятно, что у этой идеи есть будущее.
...В темноте притихшего зала в Национальном Центре из-за кулис раздался голос конферансье с жутчайшим и тяжелейшим русским акцентом... Перечисление «фамилий» и «биографий» знаменитых «балерин», гроссированнное русское «р» и предлога «the», которые русские произносят как «Зэ»; среди которых были Светлана Лофаткина, Надежда Богдовнова, Ефросинья Дровноновна, Наталья Not Good Enough и другие, можно было засчитать для начала в качестве отдельного отделения.
всех танцовщиков отличное балетное образование и особые умения: в хореографических школах для мальчиков не преподают пальцевую технику, и танцевать на пуантах «трокадеровцы» научились по собственной инициативе. Лучшей проверкой уровня мастерства служит выбор репертуара. «Балет Трокадеро» сосредоточен на балетной классике, причем он «ломает комедию», не прикасаясь ни к танцевальному рисунку, ни к движениям -разве что чуть-чуть. Классический балет всегда исполняли «поровну», но тот факт, что для балетной женственности нужны железные мышцы и литры пота, спрятанные за тюлем и улыбками, всегда притягивал людей с чувством юмора.
Завершалось второе отделение «Умирающей Лебедью» Михаила Фокина, которая считается хрестоматией женского классического танца.
Когда мужчина нехрупкого телосложения влезает в пачку, возникает впечатление, что тесемки впиваются в тело, а тюль вот-вот треснет по швам. Но сам процесс вставания на пуанты неимоверного размера занимает чуть больше времени, чем принято в классическом балете. А поскольку артисты «Трокадеро» время от времени выставляют напоказ сумму усилий, картинка становится карикатурной.
Вымуштрованная труппа танцует отлично и чисто и лишь в отведенные режиссурой моменты деланно косолапит и валится с ног: мол, все это не всерьез, а так — забавы для. Парадная вариация Раймонды с венгерской приправой в третьем отделении не только была исполнена во всей сложности придуманных па, но еще и с акцентами на нюансах — горделивых позах, вздернутых руках, царственных поворотах плеч.
В чем секрет их успеха? В том, что иронию здесь делают открытым приемом, танцуют не серьезно, но точно. Получается утрированный образ классического балета, в калейдоскопе которого стремительно меняются карикатурные образы, рождающие легкое, но и уважительное осмеяние штампов. Действительно, когда закулисная возня и подробности личных отношений заменяют собой то, что пафосно именуется «служением искусству», а бессмысленная мимика берет на себя «заботу» о психологическом подтексте, тревожные танцы лебедей становятся сущей абракадаброй.
По публике можно было безошибочно определить тех, кто увидел шутовские танцы впервые — их хохот был гомерическим, остальные — улыбались. Это — закономерно и известно танцовщикам. Не потому ли придумали они лукавую игру? Каждый выступает под женским псевдонимом, у «каждой» — свои пристрастия, трюки, сценическая и житейская судьба. Есть балерина — выпускница Волгодонской школы танцевальной полемики, непревзойденная исполнительница Феи Сметаны. Есть солистка, которая на заре творческой карьеры заперла коллегу в шкафу и, «выручая» спектакль, вышла вместо нее на сцену. Героини и травести, завистницы и пофигистки, борцы, трудяги и просто милашки — в выдуманной труппе есть все. За этой игрой (в какой партии завтра выступит Марго Мандэйн или что произойдет в личной жизни Светланы Лофаткиной) следят поклонники во всем мире.
Мир меняется, и Троксы одни из немногих, кто ломает сложившиеся стереотипы XX столетия. Так происходит возврат к старой балетной традиции, который в то же время по-новому осмысливает проблему исполнения мужчинами женских ролей и дополняет ее современными тенденциями в области хореографии и социальной жизни.
Наталия Богданова
Оттава