Тайна гения...


ТАЙНА ГЕНИЯ

«Не может сегодня артист показать свою незаурядность
на заурядной хореографии,
как не может великий музыкант заявить о себе,
стуча пальцами по столу...»
                    Борис Эйфман

О том, что в конце февраля в Монреале пройдут гастроли Санкт-Петербургского государственного Академического Театра Балета под руководством Бориса Эйфмана, созданного в 1977 году я узнала заранее... Театр балета Бориса Эйфмана как-то «мелькнул» и в Оттаве, показав «Красную Жизель» за один вечер, и исчез надолго... Написав вежливое письмо в Гранд Балет (Les Grands Ballets Canadiens de Montreal), являющимся генеральным спонсором и организатором гастролей, я ждала с нетерпением этой февральской субботы и помчалась в Монреаль, чтобы, наконец, после всех балетов, увиденных мною за последние 6 лет в Канаде — отдохнуть душой и «возродиться». Я была уверена, что получу эмоциональное потрясение и переживание от драмы и профессионализма, а не от медведя в углу, поедающего рождественский торт — единственное воспоминание о Виннипегском Щелкунчике. Я вновь увидела неповторимую хореографию и отточенный почерк Бориса Эйфмана, ставший «фирмой» и «неповторимым лицом» его театра за последние 35 лет... Гибких и стройных балерин, мощных танцовщиков — мальчиков под 183 ростом и выше, перепрыгивавших ставшую вдруг малюсенькой и тесной сцену Place des Arts в два приёма... Их удлиненные линии не просто производили впечатление, они завораживали...
Академический театр балета представляет искусство современной России и работает на ее имидж.
Во всяком случае, театр доказывает всему миру, что в России не только успешно сохраняют классические шедевры, но и создают новое конкурентоспособное, успешное искусство. Я, наконец-то, расслабилась и впитала высокое искусство, заполнившее своеобразный духовный вакуум, что возник за последние годы, проведённые в северной Америке, вдали от Санкт-Петербурга — города с особым сочетанием европейской формы и русской души, постоянно отличающийся от остальной части Европы и мира, и взрастивший не только гения Чайковского...

Спектакль называется «Чайковский: тайна жизни и смерти» — фантазия на тему биографии гениального композитора и своеобразная симфония его страстей. Премьера состоялась 12 сентября 1993 г. на сцене Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории. Знаменит как первый российский балет, откровенно трактующий гомосексуальную тему.
Сцены, характерные для темы, Борис Эйфман провел с редкой деликатностью и тонкостью, так что все эти кувыркания мужчин, их объятия, захваты, сползания по телу и броски на шею потеряли конкретный плотский смысл. Единственное пожалуй, с чем я не могу согласиться, — сцена в публичном доме во втором действии, куда Чайковский пришёл добровольно... к женщине...

Тайна жизни Чайковского в исполнении Олега Маркова — в непрестанном борении с самим собой, в тщетном сокрытии своего гомосексуализма. Хореограф Эйфман наделил душевного и кроткого Петра Ильича Чайковского зловещим двойником — в исполнении Алексея Турко, олицетворяющим его темные стороны. Демоничный двойник изображает головокружительные страсти, которые порой захлестывали Чайковского. Вероятно именно тогда и рождалась его великая музыка... В спектакле 60 сцен, стремительно сменяющих одна другую. В них фантазия активно борется с реальностью. На сцене появляются персонажи из балетов «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Щелкунчика» и другие. Но помимо «оживления» творческих фантазий гения, Эйфман демонстрирует эмоциональные переживания композитора, его мученическую борьбу с самим собой и с самого начала, когда одолеваемый балетными кошмарами уже на смертном одре, он обнаруживает у себя в кровати мужчину (свое второе «я»), и до самого конца, когда истерзанный Чайковский стискивает шею демонического двойника. Изнурительная борьба композитора со своим персонифицированным подсознанием и составляет основной конфликт балета, поставленного, естественно, на музыку самого Чайковского. Весь первый акт идет под Пятую симфонию, второй — под Струнную серенаду, Итальянское каприччио и финал Шестой симфонии, последней и посмертной, в которой композитор отпел самого себя.

Присутствуют на сцене и женские персонажи, игравшие негативную роль в жизни композитора, существовавшие в реальности. Женитьба на Антонине Милюковой обернулась для Петра Ильича кошмаром и стала настоящей трагедией в его жизни. Вскоре после свадьбы Чайковский пытался покончить с собой, а его 16-летняя супруга попала в психиатрическую больницу и пробыла в ней до конца своих дней. В спектакле Чайковского тянут под венец, надев и окрутив его шею подвенечной фатой. В помутневшем сознании умирающего Чайковского под конец спектакля несостоявшаяся жена ассоциируется с Пиковой дамой. В агрессивном и назойливом хореографическом дизайне, в роли жены Чайковского блеснула Наталия Поворожнюк.

Надежда фон Мекк — меценатка композитора, с которой он состоял в длительной переписке, но по обоюдному договору намеренно не встречался с ней всю жизнь. В исполнении Марии Абашовой, Надежда фон Мекк играет с трудом подавляемую страсть влюбленной, но отвергнутой женщины, ее достоинство и аристократизм, а по контрасту — злую фею из «Спящей красавицы». Эта фея является Чайковскому в его предсмертном бреду, и он олицетворяет ее с фон Мекк.

«Творческий процесс великого художника всегда загадка. Понять его так же сложно, как и проникнуть в его частную жизнь. Прежде всего, где найти границу, за которой кончается обыденная жизнь и начинается творчество? В жизни художника эти две стороны жизни напоминают сообщающиеся сосуды, где мешаются радость и страдание, победы и поражения, где апофеоз мысли уступает буре страстей. Такова жизнь каждого творца: он постоянно окружен восторженными почитателями и злопыхателями, поклонниками и клеветниками. Он стоит лицом к лицу со светским обществом. Страшно выступить против этого океана лиц, клеветы и непонимания. Жизнь Чайковского — это нескончаемый диалог с самим собой, его творчество — исповедь, полная боли и гнева», — Борис Эйфман.

Балет — это искусство, которое призвано открывать эмоциональный мир, живущий внутри человека. Выражение этого эмоционального мира через тело, через пластику требует определенной свободы и откровенности. Чем больше этой откровенности, чем больше естественности и природной натуральности, тем точнее происходит свободное самовыражение человека, проявление его эмоций. Балеты Эйфмана очень эмоциональны. Их страстность — одна из ярких особенностей, привлекающих к спектаклям массы зрителей. Именно там, на сцене, проявляются все эмоции хореографа. А еще — его точное понимание и глубокое осмысление музыки, сопровождаемой спектакль, соответствие этому музыкальному замыслу, драматизм и выверенная драматургия, плюс пластика тела, основанная на различных синтезах балетного искусства, от классики до модерна..
Кульминация второго акта — азартные игры за огромным, покрытым зелёным войлоком столом, полуголых игроков из оперы «Пиковая дама» и знаменитые три карты.. Насмешка... Этот же игральный стол под конец второго действия превращается в гроб: тело умершего Чайковского помещают на него и медленно покрывают чёрным, шёлковым, траурным покрывалом. Пробирающая до слёз и затихающая мелодия из Патетической симфонии — последний, останавливающийся толчок сердца... Медленно ускользающие белые лебеди — ангелы, забравшие душу отмучившегося гения, ушедшего в бессмертие...

Наталия Богданова, Оттава
В статье использована различная информация с интернет издания «Люди»

Популярные сообщения из этого блога

Глюк? Посещение Итальянской ЛаСкалы

Интернет - зло или благо?

Вася Ложкин сказал о России и русских всё!