"Сад Земных наслаждений" Босх - Шуинар. «Hieronymus Bosch: The Garden of Earthly Delights»
Когда-то давным-давно, как говорят англичане, "once upon a time", я побывала в Мадриде в музее Прадо. На дворе был 1992....
Прохаживаясь по залам огромного музея я в конце концов пришла в маленький угловой зальчик где совершенно неожиданно для себя и обнаружила картину Босха "Сад Земных наслаждений". В то время это художественное произведение было ещё не так знаменито, как сегодня, спустя 25 лет...
Картина была мне известна по книге, которую я увидела у новой подружки, приехавшей по распределению на Сахалин, работать на местном телевидении. Книжка была небольшая, но рассказывающая именно про эту вот картину. Персонажи и рожи на иллюстрациях поразили моё воображение с тех самых пор... Я долго осмысливала тогда - как мог художник в 15 веке изобразить вот такие причудливые фигуры и где он мог увидеть вот таких неимоверно разнообразных чудовищ и монстров? Он ел мухоморы? Курил марихуанну? Что?
Загадку пытались разгадать многие искусствоведы...
На экране вот эта часть. Увеличенная...
И вот так в балете...
Вот так на экране:
Ад (правая панель) - вторая часть балета
Прохаживаясь по залам огромного музея я в конце концов пришла в маленький угловой зальчик где совершенно неожиданно для себя и обнаружила картину Босха "Сад Земных наслаждений". В то время это художественное произведение было ещё не так знаменито, как сегодня, спустя 25 лет...
Картина была мне известна по книге, которую я увидела у новой подружки, приехавшей по распределению на Сахалин, работать на местном телевидении. Книжка была небольшая, но рассказывающая именно про эту вот картину. Персонажи и рожи на иллюстрациях поразили моё воображение с тех самых пор... Я долго осмысливала тогда - как мог художник в 15 веке изобразить вот такие причудливые фигуры и где он мог увидеть вот таких неимоверно разнообразных чудовищ и монстров? Он ел мухоморы? Курил марихуанну? Что?
Загадку пытались разгадать многие искусствоведы...
С тех пор прошло много лет.... Третья часть картины (ад) висит у меня на стене в виде репродукции. Да-да! До сих пор и с тех самых пор...
А в прошлом 2016 году в Европе был объявлен год Босха. 500-летие со дня смерти...
И далее... Самое интересное.... Был создан балет по этой картине...
Карл Юнг назвал его: «Мастер чудовищного ... первооткрывателя бессознательного».
Хореограф - Харизматичная, провокационная канадская тансовщица из провинции Квебек - Мари Шуинар.
Мари Шуинар, «La femme sauvage du Quebec», длинные рыжие волосы и кошачий свет в зелёных глазах, стала директором танца Венецианской биеннале в течение следующих четырех лет (2017-2020).
Она является первым канадским хореографом, занимающим эту должность. Раньше только Каролин Карлсон назначалась в течение того же длительного периода времени.
Это был 1999 год, и на самом деле американский танцор и хореограф пригласили Мари Шуинар (Chouinard) стать частью первого издания Биеннале с антологией ее знаменитых соло: «Les Solos 1978-1998» вместе со своим дебютом «Кристаллизация», ее шедевром «STAB» и «Après-midi d'un faune».
Мари говорит в своем пресс- релизе после её назначения на эту должность загадками и вопросами: "У нас есть более пяти чувств?", - и сама же отвечает, - "Да, конечно!"
Она позволит нам увидеть открытие неожиданной и висцеральной Вселенной в ближайшие четыре года. (2017-2020). В конце концов, ее язык хореографии, который выходит за рамки правил и порядочности, является празднованием инстинктов и жизненных импульсов. Свого рода победа тела и ощущение себя (без материального!) в нашем окружающем безумном мире чистогана и наживы...
Харизматичная
танцовщица и блестящий хореограф Мария Шуинард создала и представила некоторые сольные произведения
за 12 лет до того, как основала свою компанию (Compagnie MarieChouinard ) в 1990 году.
Смелый исследователь она с самого
начала воспринималась как единственный
художник, который вызывает своими постановками первородный инстинкт и первородные силы, жизненную энергию в танце, объединяющую в себе все тело: от позвоночника и дыхания, и используя так же голос.
Ее мощный стиль и
виртуозность ее танцоров признаны во
всем мире. Несколько произведений из
ее репертуара гастролировали одновременно,
и ряд престижных балетных компаний
представили свои собственные версии
некоторых из ее работ.
Она является также дизайнером, фотографом, режиссером и писательницей... Она создала мультимедийные произведения
и фильмы, выставила свои рисунки и
опубликовала антологию своих стихов.
Мари Шуинар получила несколько наград
и почетных званий от канадского правительства и мировую известность.
Балет «Hieronymus Bosch: The Garden
of Earthly Delights».
Этот балет, эта постановка Мари просто раскрывает,
на чем сосредоточена работа Босха "Сад Земных Наслаждений".
В прошлом 2016 году
исполнилось 500 лет со дня смерти художника,
и Мари Шуинар была приглашена для
создания работы от Фонда Jheronimus Bosch 5oo.
Мировая премьера балета состоялась в августе
прошлого года (Theatre festival Boulevard's-Hertogenbosch)в Нидерландах, месте рождения знаменитого
художника.
Маленькое отступление: Я прилетела специально из Калифорнии в Оттаву (Канаду) чтобы увидеть эту постановку. Канадская премьера состоялась 14 июля в Национальном Центре искусств в помещении театра.
Ну и теперь о самом балете, наконец!
Балет состоял из трех частей: первая часть - центральное панно, вторая часть - "Ад", и в заключении - левое панно, что называется "Рай".
То есть не адом, а раем закончился балет.... Наоборот....
Есть о чём подумать....
Резкий юмор, как загадочный так и захватывающий, очень субъективный, провакационный, неожиданный и, подчас, вульгарный... Всё - как в картине - шедевре Иеронима Босха.
Есть о чём подумать....
Сложность сюжета в центральной картине, её "мелодия" деталей, аллегории превосходных видений раскрывают больше всё больше и больше мелочей при каждом новом просмотре . или взгляде на среднюю часть, как бесконечная история.
«Сад земных наслаждений» Босха - это путешествие от небесного благословения Неба до худших гротескных пыток Ада, проходящих через сладострастную похоть.
Мари Chouinard решила полностью придерживаться триптиха художника, разделив свою хореографию на три части, где каждое движение и жест были абсолютно близки к изображениям картины, проецированным на заднюю часть сцены.
Выбор, который мог бы оказаться слишком эстетичным, но вместо этого очаровал нас, позабавил и ошеломил за фантасмагорические события и смелые гиперболические повороты.
Для начала, чтобы привлечь внимание наших глаз появился образ «Сад наслаждений» с яркостью его цветов. И тело балерины, окрашенной в белую краску, столь яркое и эфирное, еще больше усилило наше эмоциональное состояние и усилило наше воображение. С игривой иронией и завуалированной сексуальностью каждый танцор двигался так, как будто он был увеличительным стеклом над картиной, воспроизводя каждую головоломку, от самой провокационной позиции до самой акробатической.
И мы (с моей подругой), затая дыхание, были как вуайеристы, шпионящие через замочную скважину за полуобнажёнными телами.
А некоторые хореографические приёмы были настолько ошеломляющими, что....
Подойдите к зеркалу (читатель!)... Повернитесь задом к нему.... Опустите голову вниз, просуньте свою руку сквозь расставленные ноги, голова внизу, вытащите туда руку и начните её поварачивать в разные стороны... Запястье.... У вас получится рука, торчащая из вашей задницы!. При этом производите голосом мычание, или стоны , или крик...
Ну как?
А некоторые хореографические приёмы были настолько ошеломляющими, что....
Подойдите к зеркалу (читатель!)... Повернитесь задом к нему.... Опустите голову вниз, просуньте свою руку сквозь расставленные ноги, голова внизу, вытащите туда руку и начните её поварачивать в разные стороны... Запястье.... У вас получится рука, торчащая из вашей задницы!. При этом производите голосом мычание, или стоны , или крик...
Ну как?
Некоторые зрители покинули зал при первой возможности. Обнажённые тела на сцене, видимо, у каждого вызывают разные эмоции....
Справа и слева от сцены были расположены два экрана, на которых показывали увеличенный сюжет из картины. Например вот так... На экране вот это:
На сцене вот это:
И вот так в балете...
Вот так на экране:
Вот так в балете:
Ад (правая панель) - вторая часть балета
Хроно-хореография
Шуинар воплощает в себе всю
пластичность картины, я имею в виду все
действия, которые играли нарисованные
фигуры, прежде чем Босх зафиксировал
их на полотне. Но если первый акт был
игриво тонким и чувственным, вторым был
хаос, бред тел, звуков и объектов. Это
был Ад. В красном свете танец был просто
действием, которое потеряло сознание.
Только звуки из кишечника. Анимация без
владельца.
нам "Ад" не понравился. Он был похож на американский "гараж-сэйл", где из своих гаражей и подвалов вытаскивают всякий разный хлам и играют с ним, как дети. Вторая часть была явно не продумана и сыровата. Не было ни страха, вообще никаких ощущенй. Хотелось только, чтобы побыстрее убрали эту помойку со сцены. и перестали дико орать и надевать жёлтые сапоги на голову.
У нас, правда, были широко открытые
глаза, открытый рот, но мы сидели "без слов".
Началось действие с того, что на пьедестале стала орать и выть фигура из ада...
К
счастью, после Ада мы прибыли в Рай,
когда Адам и Ева встретились через руку
Бога.
Мы увидели мирный цвет и тишину
иконографической святости жестов,
которые можно было просто демонтировать или переделать и воспроизвести.
На экране был всего один глаз (слева и справа от сцены), видимо "око бога".... справа он был голубого цвета, а слева - зелёного. И вот этот глаз наблюдал за последним действием, изредка мигая....
А на сцене было вот это:
По балету... "Рай".... Три части балета теряют свою субъективность, становясь
взаимозаменяемыми и, следовательно,
универсальными. Спокойствие и созерцание.....
Но это блаженство
внезапно прерывается безумным танцем,
который отражает жестокую борьбу за
выживание, изображенную на центральной панели. И этот безумный танец происходит именно оттуда ( центральная панель)... Под конец танцоры исчезают,
сползая в левый угол сцены, как будто картина
напомимает им о себе, чтобы вернуть
центральность сцены.
Занавес!
.... И в заключении ссылочка на российские сми: "Трудно быть Босхом" с фото Медведева и прочее.
Комментарии