"Сад Земных наслаждений" Босх - Шуинар. «Hieronymus Bosch: The Garden of Earthly Delights»

Когда-то давным-давно, как говорят англичане,  "once upon a time", я побывала в Мадриде в музее Прадо. На дворе был 1992....

Прохаживаясь по залам огромного музея я в конце концов пришла в маленький угловой зальчик где совершенно неожиданно для себя и обнаружила картину Босха "Сад Земных наслаждений". В то время это художественное произведение было ещё не так знаменито, как сегодня, спустя 25 лет...
Картина была мне известна по книге, которую я увидела у новой подружки, приехавшей по распределению на Сахалин, работать на местном телевидении. Книжка была небольшая, но рассказывающая именно про эту вот картину. Персонажи и рожи на иллюстрациях поразили моё воображение с тех самых пор... Я долго осмысливала тогда - как мог художник в 15 веке изобразить вот такие причудливые фигуры и где он мог увидеть вот таких неимоверно разнообразных чудовищ и монстров? Он ел мухоморы? Курил марихуанну? Что?
Загадку пытались разгадать многие искусствоведы...


С тех пор прошло много лет.... Третья часть картины (ад) висит у меня на стене в виде репродукции. Да-да! До сих пор и с тех самых пор...

 А в прошлом 2016 году в Европе был объявлен год Босха. 500-летие со дня смерти...

И далее... Самое интересное.... Был создан балет по этой картине...
Карл Юнг назвал его: «Мастер чудовищного ... первооткрывателя бессознательного».



Хореограф - Харизматичная, провокационная канадская тансовщица из провинции Квебек - Мари Шуинар.

Мари Шуинар, «La femme sauvage du Quebec», длинные рыжие волосы и кошачий свет в зелёных глазах, стала директором танца Венецианской биеннале в течение следующих четырех лет (2017-2020).

Она является первым канадским хореографом, занимающим эту должность. Раньше только Каролин Карлсон назначалась в течение того же длительного периода времени. 
Это был 1999 год, и на самом деле американский танцор и хореограф пригласили Мари Шуинар (Chouinard) стать частью первого издания Биеннале с антологией ее знаменитых соло: «Les Solos 1978-1998» вместе со своим дебютом «Кристаллизация», ее шедевром «STAB» и «Après-midi d'un faune».

Мари говорит в своем пресс- релизе после её назначения на эту должность загадками и вопросами: "У нас есть более пяти чувств?", - и сама же отвечает, - "Да, конечно!"

 Она позволит нам увидеть открытие неожиданной и висцеральной Вселенной в ближайшие четыре года. (2017-2020). В конце концов, ее язык хореографии, который выходит за рамки правил и порядочности, является празднованием инстинктов и жизненных импульсов. Свого рода победа тела и ощущение себя (без материального!) в нашем окружающем безумном мире чистогана и наживы...

Харизматичная танцовщица и блестящий хореограф Мария Шуинард создала и представила некоторые сольные произведения за 12 лет до того, как основала свою компанию (Compagnie MarieChouinard ) в 1990 году. 

Смелый исследователь она с самого начала воспринималась как единственный художник, который вызывает своими постановками первородный инстинкт и первородные силы, жизненную энергию в танце, объединяющую в себе все тело: от позвоночника и дыхания, и используя так же голос. 

Ее мощный стиль и виртуозность ее танцоров признаны во всем мире. Несколько произведений из ее репертуара гастролировали одновременно, и ряд престижных балетных компаний представили свои собственные версии некоторых из ее работ. 

Она является также дизайнером, фотографом, режиссером и писательницей... Она создала мультимедийные произведения и фильмы, выставила свои рисунки и опубликовала антологию своих стихов. Мари Шуинар получила несколько наград и почетных званий от канадского правительства и мировую известность.


Балет «Hieronymus Bosch: The Garden of Earthly Delights».

Этот балет, эта постановка Мари просто раскрывает, на чем сосредоточена работа Босха "Сад Земных Наслаждений".

В прошлом 2016 году исполнилось 500 лет со дня смерти художника, и Мари Шуинар была приглашена для создания работы от Фонда Jheronimus Bosch 5oo. 
Мировая премьера балета состоялась в августе прошлого года (Theatre festival Boulevard's-Hertogenbosch)в Нидерландах, месте рождения знаменитого художника.

Маленькое отступление: Я прилетела специально из Калифорнии в Оттаву (Канаду) чтобы увидеть эту постановку. Канадская премьера состоялась 14 июля в Национальном Центре искусств  в помещении театра.



Ну и теперь о самом балете, наконец!

Балет состоял из трех частей: первая часть - центральное панно, вторая часть - "Ад", и в заключении - левое панно, что называется "Рай". 


Резкий юмор, как загадочный так и захватывающий, очень субъективный, провакационный, неожиданный и, подчас, вульгарный... Всё - как в картине - шедевре Иеронима Босха. 
То есть не адом, а раем закончился балет.... Наоборот.... 
Есть о чём подумать....




Сложность сюжета в центральной картине, её "мелодия" деталей, аллегории превосходных видений раскрывают больше всё больше и больше мелочей при каждом новом просмотре . или взгляде на среднюю часть, как бесконечная история. 

 «Сад земных наслаждений»  Босха - это путешествие от небесного благословения Неба до худших гротескных пыток Ада, проходящих через сладострастную похоть.

Сад земных наслаждений (центральная панель) - начало балета.

Мари Chouinard решила полностью придерживаться триптиха художника, разделив свою хореографию на три части, где каждое движение и жест были абсолютно близки к изображениям картины, проецированным на заднюю часть сцены. 

Выбор, который мог бы оказаться слишком эстетичным, но вместо этого очаровал нас, позабавил и ошеломил за фантасмагорические события и смелые гиперболические повороты. 

Для начала, чтобы привлечь внимание наших глаз появился образ «Сад наслаждений» с яркостью его цветов. И тело балерины, окрашенной в белую краску, столь яркое и эфирное, еще больше усилило наше эмоциональное состояние и усилило наше воображение. С игривой иронией и завуалированной сексуальностью каждый танцор двигался так, как будто он был увеличительным стеклом над картиной, воспроизводя каждую головоломку, от самой провокационной позиции до самой акробатической. 

И мы (с моей подругой), затая дыхание, были как вуайеристы, шпионящие через замочную скважину за полуобнажёнными телами.
 А некоторые хореографические приёмы были настолько ошеломляющими, что....

Подойдите к зеркалу (читатель!)... Повернитесь задом к нему.... Опустите голову вниз, просуньте свою руку сквозь расставленные ноги, голова внизу, вытащите туда руку и начните её поварачивать в разные стороны... Запястье.... У вас получится рука, торчащая из вашей задницы!. При этом производите голосом мычание, или стоны , или крик...
 Ну как?

Некоторые зрители покинули зал при первой возможности. Обнажённые тела на сцене, видимо, у каждого вызывают разные эмоции....


Справа и слева от сцены были расположены два экрана, на которых показывали увеличенный сюжет из картины. Например вот так... На экране вот это: 

На сцене вот это: 


На экране вот эта часть. Увеличенная...
 И вот так в балете...
 Вот так на экране:
Вот так в балете:

Ад (правая панель) - вторая часть балета

Хроно-хореография Шуинар воплощает в себе всю пластичность картины, я имею в виду все действия, которые играли нарисованные фигуры, прежде чем Босх зафиксировал их на полотне. Но если первый акт был игриво тонким и чувственным, вторым был хаос, бред тел, звуков и объектов. Это был Ад. В красном свете танец был просто действием, которое потеряло сознание. Только звуки из кишечника. Анимация без владельца. 
нам "Ад" не понравился. Он был похож на американский "гараж-сэйл", где из своих гаражей и подвалов вытаскивают всякий разный хлам и играют с ним, как дети. Вторая часть была явно не продумана и сыровата. Не было ни страха, вообще никаких ощущенй. Хотелось только, чтобы побыстрее убрали эту помойку со сцены. и перестали дико орать и надевать жёлтые сапоги на голову.
 У нас, правда, были широко открытые глаза, открытый рот, но мы сидели "без слов".


Началось действие с того, что на пьедестале стала орать и выть фигура из ада...








Рай (левая панель) - третья часть балета

К счастью, после Ада мы прибыли в Рай, когда Адам и Ева встретились через руку Бога. 
Мы увидели мирный цвет и тишину иконографической святости жестов, которые можно было просто демонтировать или переделать и воспроизвести. 

На экране был всего один глаз (слева и справа от сцены), видимо "око бога".... справа он был голубого цвета, а слева - зелёного. И вот этот глаз наблюдал за последним действием, изредка мигая....

А на сцене было вот это: 



По балету... "Рай".... Три части балета теряют свою субъективность, становясь взаимозаменяемыми и, следовательно, универсальными.  Спокойствие и созерцание.....

Но это блаженство внезапно прерывается безумным танцем, который отражает жестокую борьбу за выживание, изображенную на центральной панели. И этот безумный танец происходит именно оттуда ( центральная панель)... Под конец танцоры исчезают, сползая в левый угол сцены, как будто картина напомимает им о себе, чтобы вернуть центральность сцены.

Занавес!



.... И в заключении ссылочка на российские сми: "Трудно быть Босхом" с фото Медведева и прочее. 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глюк? Посещение Итальянской ЛаСкалы

Интернет - зло или благо?

Вася Ложкин сказал о России и русских всё!