Балет "Баядерка" в Оттаве
Баядерка в Оттаве
Несомненно гастроли Мариинского балета с 24 по 27 февраля 2011 в Оттаве, который канадцы до сих пор упорно называют и пишут как «Кировский балет/Kirov ballet” – событие большого значения! Событие хотя бы потому, что в стране до сих пор не создано ничего подобного. Билеты раскупаются за год вперёд, а на Мастер - классы можно попасть только по уникальным спискам, скурпулёзно и тщательнейшим образом отобранных юных канадских балерин , если так можно их назвать из частных балетных школ. Репетицию дозволено посмотреть только гражданам, спонсирующим Национальный Центр Искусств и так же по спискам . Для журналистов и Тв – особое расписание – ровно 15 минут вместе со спонсирующими в амфитеатре и без вспышки.
За полтора часа до начала последнего выступления, где танцевала Ульяна Лопаткина (в роли Никии)
и Данила Корсунцев (в роли Солора) у входа с центральной улицы по лестнице в полуподвальное помещение, которое огибая по коридору приводит в центральное фойе, стояли два музыканта из оркестра.. на вопрос кто ими дирижирует ( А вдруг и Гергиев приехал?) - неопределённо пожали плечами и невнятно ответили, что фамилия очень трудно произносимая и незапоминающаяся (Павел Бубельников). Один даже произнёс фразу на чисто русском «я не знаю».. Удивляться уже не приходится, поразмышлять хочется – ну не запомнить им имя человека,с которым они проработали 4 дня. Ну никак!
А далее , как всегда. Суета в фойе. http://www.youtube.com/watch?v=Xqt2PVHXd0c
Мы прогуливаемся по коридору и натыкаемся на бумагу-объявление, приклеенную скотчем к стенке и относящуюся, видимо, к балету: «Маринский Валет. ПИЩА» http://www.youtube.com/watch?v=k8ftGBv7_nA
Теперь отбросить нужно всё, что понаписано выше и настроиться на искусство!
Баяде́рка (от французского bayadère)— профессиональная танцовщица в Индии при храмах и на праздниках. Собственно индийское название храмовых танцовщиц — девадаси. Странствующие танцовщицы также называются накни, кутани, сутрадари. Для обозначения храмовых куртизанок в Индии пользуются термином «девадаси», что в переводе с санскрита означает «божьи рабыни». В Европе их называли «баядерами».
«Баядерка» — балет Людвига Федоровича Минкуса. Впервые поставлен 23 января 1877 года в Мариинском театре в Петербурге. Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина.
Кульминация первого действия — танец прекрасной баядерки Никии http://www.youtube.com/watch?v=8ZaBokjXVL4. «… Ульяна Лопаткина сразу стала Ульяной Лопаткиной. В два приема, если точнее: ее дебюты в «Лебедином озере» и «Баядерке» следовали один за другим и теперь, эпоху спустя, слились в одну фотоспышку. Правильнее, честнее и чище, чем Ульяна Лопаткина, не танцует никто.»
Ночь. Священная роща. Военачальник Солор с друзьями охотится вблизи храма, в котором живет его возлюбленная — баядерка Никия. Солор поручает преданному ему факиру Магедавее передать Никии, что будет ждать ее ночью у храма. Торжественным появлением Великого брамина, жрецов и баядерок, служительниц храма, открывается праздник поклонения огню. Кульминация торжества — танец прекрасной баядерки Никии. Страстная любовь к Никии заставляет Великого брамина забыть о священном сане и обете безбрачия. Он обещает баядерке все богатства Индии за ее любовь. Но Никия отвергает его пылкие признания. Обряд окончен. Священное шествие возвращается в храм. Никия с нетерпением ждет своего возлюбленного. Факир Магедавея охраняет тайное свидание Никии и Солора. Солор предлагает Никии бежать. Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна. Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить. Картина вторая. Дворец раджи. Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Гамзатти счастлива. Хотя Солор поражен красотой Гамзатти, он не в силах забыть баядерку, которой поклялся в верности. Но и отказаться от высокой чести стать супругом Гамзатти он не смеет. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин. Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть. Брамин не ожидал такой развязки, он грозит радже карой богов за смерть баядерки, но Дугманта непреклонен. Подслушавшая этот разговор Гамзатти приказывает невольнице привести Никию и как бы случайно показывает ей портрет своего жениха. Никия в отчаянии: Солор любит только ее, и только ей будет принадлежать! Гамзатти требует, молит, чтобы Никия отказалась от Солора, но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с любимым. В гневе Никия заносит над соперницей кинжал, подоспевшая невольница едва удерживает ее. Дочь раджи клянется: Никия умрет!
Кульминация второго действия http://www.youtube.com/watch?v=Vj8YXBjG5P4&feature=related
Площадь перед дворцом раджи. Праздник в честь помолвки Гамзатти и Солора. Никия, обязанная танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Во время ритуального танца Никии по приказу Гамзатти баядерке вручают корзинку с цветами. Никия берет корзинку и продолжает танец. Внезапно из цветов выползает змея и смертельно жалит баядерку. Это — месть Гамзатти. Великий брамин предлагает Никии противоядие, которое спасет ее. Верная своей любви, Никия отталкивает флакон и бросается в объятия Солора. Умирая, она напоминает любимому о его клятве.
Ну а третье действие , можно смело сказать, напоминает «Лебединое озеро»... Хотя и начинается с... Курильня опиума. Безутешный Солор нигде не может найти покоя. Его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовет заклинателя змей. Под звуки флейты Солор погружается в мир сновидений. Перед ним из мрака возникает царство теней.
http://www.youtube.com/watch?v=tdKDrBE0vXM&feature=related Танцующие тени длинной вереницей спускаются с горных уступов. Среди них скользит легкое видение погибшей баядерки. Она зовет Солора...
Да это так! Но, если смотреть на эту безутешную историю по-современному – а нужно сказать что я обожаю Мариинский-Кировский балет, то я
сделала бы большую купюру... Убрала бы совсем третье действие (лишив работы кордебалет... увы!) Уж очень оно «лебединое»..Пачки белые, а надо бы серые, или прозрачные.. Тени долго-предолго спускаются и всё никак не дойдут, одна за одной, к краю сцены... И такой же точно эпизод был в «Лебедином озере» , то есть повтор Петипа? А потом, снова главная тень – Никия, очень похожая на Одетту, которая вроде бы уже умерла, но всё никак не перестанет танцевать.. И Солор, если ему убрать перо на лбу – будет вылитый Зигфрид... Это всё шикарно, особенно для канадцев, которые может впервые в жизни видят вообще балет, а уж тем более такой! Все сидели, не дыша... очень организованно посиживали, даже почти не кашляли (а мобильники они скурпулёзно выключают все до начала, кстати! Не то, что русские в России. Говори им - не говори, объявляй-не объявляй, всё равно ненормальные телефоны громко трендят посреди концерта. Бывает)...
Спектакль завершён! И радость, что можно посмотреть Мариинский-Кировский в Оттаве, не покупая билетов и виз до Санкт-Петербурга, перелётов и самолётов, потери багажа и пересменки часовых поясов – это надолго! Это навсегда останется и в памяти и в сердце! Спасибо Компании Ардани из Нью-Йорка!