Виннипегская Кармен
Виннипегская Кармен и страсти-мордасти
«Всякая женщина - зло; но дважды
бывает хорошей -
Или на ложе любви, или на смертном
одре.»
Паллад
В конце января в Национальном Центре Искусств Оттавы состоялась премьера Виннипегского балета «Кармен.Страсти...» В роли обольстительницы Кармен танцевала Тара Бёртвистл, а в роли пострадавшего из-за своей любви Дона Хозе - Джейм Варгас.
«Постановка балета Кармен для меня один из наиболее важных моментов в моей жизни,» - сказал главный хореограф, аргентинец по происхождению, Маурицио Вайнрот. – Я вижу её как очень страстную женщину, которая борется за свою свободу и мечты.»
Чтобы поставить совершенно новый модерновый спектакль, Маурицио обращается с заказом к супермодному канадскому композитору-гобоистке Элизабет Раум, как к наиболее плодовитой своими произведениями. Её многочисленные сочинения можно услышать даже в кино.
Однако в партитуре «Кармен» не было ярких и динамичных тем, или той самой страсти из–за которой, собственно говоря, и создали этот балет, как у Бизе к примеру. Было очень много вкраплений фортепиано, звучащего порой, как сольный инструмент. На сцене что-то всё время танцевали, а у оркестра была своя работа – концерт для фортепиано с симфоническим оркестром. Партия этого инструмента и вправду удалась и местами была черезчур насыщенной, чего не скажешь про партии самих исполнителей и хореографию. Здорово звучали кастаньеты. Но и они под конец уже надоели. Если бы балет задумывался в жанре фламенко, то кастаньеты были бы уместны там постоянно. В самом начале оперы звучала труба с испанскими мотивами. Но, опять таки... Мотив: «вставай – труба зовёт!» Как зов после побоища. С быками, видимо. И больше – никаких особо запоминающихся музыкальных тем... А хотелось бы услышать какой-нибудь новой, свежей и страстной темы любви, продирающей до костей, дышащей пламенно и пылко, дающей надежду и выход из безысходности...
Впервые балет был исполнен в Винипеге в октябре 2007 года. Всё либретто – это двухчасовой пересказ новеллы Проспера Мериме «Кармен», за исключением первого акта: Здесь балет начинается с небольшой сцены: судьба – гадалка сидит над картами Таро. Дон Хозе ссорится с Кармен.
Сколько я наблюдаю за представлениями Виннипегского балета, будь то Щелкунчик, или Кармина Бурана – всё как-то не вижу у них общего ансамбля в кардебалете. И это снова проявилось. Все учавствующие бандиты, солдаты и цыганки очень уж индивидуальны и различны в совместных танцах. То один быстрее всех крутит пирует, то другой прыгнул позже-раньше. Все претендуют на соло-роли? И ведь и музыка не особенно помогала. Замаскированно это было широченными цветастыми юбками.Самая грациозная соло партия досталась персонажу судьбы в исполнении Ванессы Лаузон. И пластика и костюм – облик то ли монашки , то ли «правильной и непорочной женщины» были хорошим противовесом взбаломошной рыжей Кармен. Еще был персонаж капитана Зуниго. Его, судя по фамилии, исполнил русский танцор Александр Гамаюнов.
Финальная сцена убийства с кинжалом прошла как-то невероятно быстро. То ли хореограф выдохся на выдумки, то ли музыкальный багаж исчерпался. Быстро закололи. Всё... Занавес...
Как всегда, если канадское - то и патриотизм налицо и балет уже хвалят вовсю на всех углах и перекрёстках. Мне в последнее время даже стало это нравиться. Не надо думать и сомневаться – все за тебя уже сказали, расхвалили и надо только снова быть как все и хлопать в ладоши стоя, обязательно стоя, и изо всех сил после представления. Это – канадская особенность, которую я подметила давно – в Национальном центре искусств хлопают стоя всем без исключения, не делая таким образом различия между высоко профессиональным и просто хорошим.
Ссылка на статью в Интерлите с фотографиями http://www.interlit2001.com/bogdanova-8.htm
Комментарии