Монреальский щелкунчик

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА, или ТРИУМФ МОНРЕАЛЬСКОГО БАЛЕТА
Главный концертный зал Национального Центра Искусств в Оттаве украшал прозрачный и легкий голубой занавес со снежинками и персонажами. Публика заполнила все пространство и все места, включая балконы и ложи, до отказа. Девочки разных возрастов в кружевных платьях и нарядных туфельках, некоторые с коронами на голове, прохаживались со своими мамами и папами перед представлением в фойе. Глаза их сияли счастьем. Любимый и признанный всеми в мире знаменитый балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в постановке хореографа Фернандо Наулт из Монреаля открывал двери в новогоднюю сказку. Наконец, свет огромных люстр стал медленно меркнуть, в оркестровой яме появился дирижер Аллан Левис и рождественское шоу Les Grand Ballets Сanadiens de Montreal началось.
Первое действие сразу как будто погрузило всех в другую эпоху. Восхитительные костюмы и волшебный сюжет сказки Гофмана, без каких либо прикрас и искажений постановщиков, оставили в стороне все заботы сегодняшних дней. Настоящий бал, устроенный для детей, пришедших в концертный зал! А на сцене, среди кордебалета, танцуют такие же мальчики и девочки, учащиеся балетных школ. Чародей и волшебник доктор Дроссельмейер творит настоящие чудеса, извлекая из совершенно пустых на вид огромных коробок заводных солдатиков и китайских фарфоровых кукол, которые вдруг оживают на глазах у изумленной публики.
Клара получает в подарок Щелкунчика и пару волшебных туфель, одну из которых к концу первого действия ей пришлось швырнуть в мышиного короля во время схватки солдатиков с мышами. Роль Клары блестяще исполнила юная десятилетняя танцовщица — будущая звезда балета.
Костюмы мышей — серо-розовые с завивающимися хвостами — дополнили полупрозрачные дымчатого цвета маски с искрящимися глазами, сделанными из огромных стразов. Неожиданные эффекты и просто фокусы внесли некоторое разнообразие постановке. Действие не останавливалось ни на секунду. На сцене завязывается бой, в конце которого комичная мышь-санитарка увозит тело убитого Щелкунчиком Мышиного короля на карете скорой помощи. Как всегда добро победило зло, Доктор Дроссельмейер превращает Щелкунчика в Принца, и они вместе с Кларой отправляются в царство сладостей через страну снегов.
Вальс снежинок, предшествующий второму действию, показал высокий профессионализм Монреальского кордебалета. Балерины-снежинки исполнили этот вальс, как одно целое, абсолютно синхронно, попадая в такт музыке. В атмосфере присутствовала легкость, создаваемая кружением воздушных юбок и, то тут то там, сверканием блесток и «бликов» в оркестровой партитуре, а так же зависающих полетов газовых шарфов. Настоящая волшебная и неповторимая метель!
Второе действие началось в теплых оранжево-персиково-золотых тонах. Клара и Принц приглашены Сахарной феей на праздник. С разных сторон на сцену выплывают ангелочки и среди них новый комичный персонаж — заводила и организатор всего праздника клоун-церемониймейстер. Костюмы всех без исключения исполнителей в этом действии — само совершенство! Фантазии художников-дизайнеров можно было только поражаться. Это было что-то экзотическое, но в то же время выдержанное в классическом стиле. Все танцы были исполнены в новой хореографии Фернандо Наулта (www.bell.ca/en/about/ggaward/2000/nault.htm). А индийский танец — это просто чудо. Огромное полупрозрачное полотно, покрывая почти всю сцену и удерживаемое шестью мальчиками-послушниками, легко взлетало почти под самый свод, мягко и медленно опускалось вниз, создавая образ скользящей вечности. Все остальные танцы дополняли друг друга. Внимание не останавливалось только на исполнении профессиональных фуэте, поддержек и гранд-батманов. Несомненно, замысел сказочного представления удался.
Но вот большой праздник подошел к концу. После многочисленных сладостей и восхитительных танцев, исполненных сказочными персонажами — Русского, Испанского, Китайского и Танца Пастушков, второе действие закончилось превосходным pas de deux. Кларе нужно возвращаться. Появляется золотой крылатый лебедь и увозит Клару домой.
Балет закончился под неутихающие аплодисменты восторженной публики. Я же, еще долго находясь под впечатлением спектакля и прокручивая в сознании увиденное, в глубине души ликовала: «Давно не видела ничего подобного! Просто восхитительно! Браво! Браво! Бис!!!»
Наталия Богданова, Оттава
Фотографии постановки балета «Щелкунчик» с официального сайта Les Grand Ballets Сanadiens de Montreal (http://www.grandsballets.qc.ca/fr/index.cfm

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Глюк? Посещение Итальянской ЛаСкалы

Интернет - зло или благо?

Вася Ложкин сказал о России и русских всё!