ДЕВУШКА С ЖЕМЧУЖНОЙ СЕРЁЖКОЙ


На часах без двадцати восемь утра... Секунды бешенно булькают в пустоту, складываясь в минуты. Темп ускоряется... Необходимо спешить. Хотя в голове пульсирует – «Ну, не успею... Вероятно попаду в пробку... И не одну, а несколько... Тогда развернусь и поеду обратно... Подумаешь! Ян Вермеер!»
Но всё же! Так... Джи-Пи-Эс.... Очки.... Г-г-г-г-лоток кофе... Помчались! Конечная остановка – Музей Изобразительных искусств de Young, в Golden Gate Park в Сан-Франциско. Там меня ожидает одна голландская незнакомка...

... Около одиннадцати утра... Толпа журналистов, наконец, рассеялась... И...Вот она..Центральный акцент всей выставки... Из темноты зала, вполоборота... Ультрамарин и жёлтый тюрбан! Сверкнула перламутром крупная жемчужная серёжка! Лёгкая и завораживающая улыбка...Приветствую вас, Голландская Мона Лиза!

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» подписана «IVMeer», но не датирована. Согласно данным музея Маурицхёйс (Mauritshuis ), где картина хранится в настоящее время, она была написана около 1665 года. О ней известно очень мало. Неизвестно, писал ли её Вермер на заказ. А , если – да, то кто в таком случае был заказчиком и какое имя у изображённой девушки? По одной из версий художник изобразил собственную дочь Марию. В любом случае очевидно, что это необычный портрет.

Художник попытался запечатлеть момент, когда девушка поворачивает голову в сторону зрителя к кому-то, кого она только что заметила. В соответствии с названием внимание зрителя фокусируется на жемчужной серёжке в ухе девушки. Рот юной особы полуоткрыт, что часто служит в голландской живописи знаком обращения к зрителю. Голова ее слегка наклонена - так рождается впечатление мечтательности и рассеянности мыслей, но в то же время ее взгляд сосредоточенно устремлен на смотрящего.



В современных Вермееру описаниях эту картину (Девушка с жемчужной серёжкой) относят к жанру, называемому в Голландии XVII века «tronie», которым обозначали изображения головы человека, а не полноценные портреты. В ходе реставрации картины в 1994 году удалось подчеркнуть изящество цветового решения и притягательность взгляда девушки, направленного на зрителя.
По совету Виктора де Стюра, который много лет настойчиво боролся за сохранение на родине художника его редких полотен, А. А. дес Томбе приобрёл картину на аукционе в Гааге в 1881 году всего лишь за два гульдена и тридцать центов. Картина находилась в плачевном состоянии.

У дес Томбе не было наследников, и он подарил «Девушку с жемчужной серёжкой» вместе с несколькими другими картинами музею Маурицхёйс в 1902 году. Маурицхёйс оставался государственным музеем до тех пор, пока не был передан в распоряжение специализированного фонда в 1995 году.

В настоящее время это один из наиболее посещаемых музеев в Нидерландах. В нём находятся картины Вермеера, Рембрандта, Стина, Хальса и Рубенса.


Работы по постоянной экспозиции обеспечивают великолепную панораму голландского и фламандского искусства с 15-го до 17-го веков, включая  фламандские примитивы с солнечными пейзажами, библейские персонажи,  великолепные натюрморты,  а так же просто спокойные интерьеры, или юмористические жанровые сцены.
Основные запасы Mauritshuis были приобретены Stadholder Вильгельмом V, принцем Оранским-Нассау (1748-1806), чей сын, король Вильгельм I (1772-1843), представил их голландской нации в 1816 году. Далее коллекция увеличилась до  300 работ в 1822 году, а сегодня запасы Mauritshuis выросли примерно до 800 картин. 




Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужной серёжкой».


  Для посетителей выставка откроется 26 января 2013 года и де Янг музей (de Young ) станет первым в Северной Америке, который представит публике этот шедевр голландской  живописи, а так же и другие 35 картин из коллекции музея  Mauritshuis, и четыре произведения Рембрандта ван Рейна. Подчеркивая захватывающие художественные достижения голландского Золотого Века, эти работы отражают культуру художественных, экономических и технологических инноваций, которые позволили Нидерландам процветать в 17 веке.

Любимым видом искусства в Голландии была живопись. Привязанность к окружающей действительности, глубокий и ровный интерес ко всему, что составляет частицу подлинной жизни, умение ценить малое и скромное — все эти черты голландца, гражданина республики Соединенных Провинций, поставили для него на первое место станковую живопись, способную гибко и точно откликаться на многочисленные, разнообразные впечатления от реального мира.

Распространение протестантизма свело до минимума церковную живопись в Голландии XVII века; библейские, исторические, мифологические сюжеты продолжали разрабатываться, но в первую очередь голландский горожанин — основной покупатель картин — хотел видеть изображение знакомых вещей: уголка дома, подобного его собственному, кораблей, которые строятся на голландских верфях, природы, характерной для его родины.

Картины, по большей части небольшого размера, помещались на стенах жилых комнат дома, почти в каждой комнате, и почти в каждом доме их было много. Картины обычно стоили в Голландии недорого; они создавались в большом количестве, множество художников работало во всех крупных городах. 




Старый порядок — работа на заказ, в основном сохранившийся в других странах и в эту эпоху, у художников Голландии в XVII веке почти исчез (исключение, естественно, составляла портретная живопись). Голландский живописец обыкновенно писал на продажу, рассчитывая на средний, общий вкус своих покупателей. Он избирал обычно один, по большей части узкий, круг тем и работал, не выходя за его пределы, иногда очень мало варьируя свои замыслы, но добиваясь отточенного мастерства, подчас истинной виртуозности.

  В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической страной.
Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности.
Даже английские судовладельцы часто делали заказы голландским верфям. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.
В конце XVII — начале XVIII в. с вступлением на международную торговую арену Англии и Франции Голландия теряет свое экономическое и политическое значение, но на протяжении всего XVII столетия она является ведущей экономической державой Европы.

Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры XVII в. 
Протестантизм (кальвинизм как его наиболее суровая форма), вытеснивший полностью влияние католической церкви, привел к тому, что духовенство в Голландии не имело такого влияния на искусство, как во Фландрии и тем более в Испании или Италии. 

Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера благоприятствовала развитию философии, естественных наук, математики. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. 

У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, украшавшие не дворцы и виллы, а скромные жилища или общественные здания,— поэтому и картины в Голландии этой поры не имеют таких размеров, как полотна Рубенса или Иорданса, и решают преимущественно станковые, а не монументально-декоративные задачи. 

В Голландии церковь не играла роли заказчика произведений искусства: храмы не украшались алтарными образами, ибо кальвинизм отвергал всякий намек на роскошь; протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.




  Главное достижение голландского искусства XVIII в.—в станковой живописи, - человек и природа, были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть, и за то, и за другое. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр.


... На моём лице проскользнула загадочная улыбка... Развернувшись к незнакомке вполоборота, завязав на голове тюрбан из яркого шёлкового платка, не прощаясь, ухожу в тёмную и глубокую пустоту дверей выставочного зала, постепенно, шаг за шагом исчезая и растворяясь... Секунды, складываясь в минуты, ускользают в вечность...

Январь 2013
 Сан-Франциско, США


Ссылка на музей Mauritshuis: http://www.mauritshuis.nl/index.aspx?siteid=54

Фильм 2003 года "Девушка с жемчужной серёжкой" http://my-hit.ru/film/2994/online

Популярные сообщения из этого блога

Глюк? Посещение Итальянской ЛаСкалы

Интернет - зло или благо?

Вася Ложкин сказал о России и русских всё!